Пятница, 10.05.2024, 03:54
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Прохожий
Категории раздела
Калининградская Афиша [18]
Анонсы концертных мероприятий в Калининграде
Концерты от Ивана Прусова [69]
Анонсы и пострелизы концертов, организованных концертным бюро Ивана Прусова
Новости культуры и шоу-бизнеса [375]
Сообщения о событиях происходящих в сфере культуры и шоу-бизнеса
Призовые конкурсы нашего портала [14]
Публикации о проведении викторин, лотерей, конкурсов, распродаж, объявлении скидок и т.д.
Мерчендайзинг [3]
Майки, значки другая имиджевая и рекламная рок-атрибутика
Калининград In Rock [62]
Новости, анонсы крпнейшего традиционного международного фестваля на Западе России
Аудио и Видеорелизы [18]
Анонсы и рецензии на выпуски новых альбомов, синглов, съемки клипов и т.д.
Международная афиша [6]
Информация о концертах и фестивалях проходящих в Литве и в Польше.
Рок-Ассоциация [28]
Информация о деятельности Рок-Ассоциации Запада России и рок-сообщества в стране и в мире
Субкультура, общество, политика [2]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Пользователь (E-mail):

Пароль:
  
Поиск
Календарь
«  Июль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

01:45
Никто нас не разлучит (фестиваль "Rock-Line-2015" в Перми)

Вчера известный питерский рок-портал "Наш Неформат" опубликовал отчет о международном фестивале Rock-Line 2015, перском побратиме нашего Калининград In Rock'a.


В последние несколько лет с горечью и грустью приходилось констатировать, что проблем у традиционного пермского международного фестиваля раз от раза становится всё больше. Особенно богатым на всякого рода сложности и нестыковки оказался 2014 год. Возникали основательные опасения, что в нынешнем году изнуренные борьбой с обстоятельствами и с городскими чиновниками организаторы вовсе откажутся от проведения "Рок-Лайна". Это даже казалось разумным шагом: на дворе экономический кризис, да и вообще обстановка в стране напряженная, сил и средств мало - может, действительно стоит годик переждать, выдохнуть, накопить резервы для следующего, юбилейного фестиваля, чтобы как следует справить 20-летие "Рок-Лайна"? Именно на такой поворот событий весной всерьез намекал председатель фестивального жюри Олег Грабко, сильно перепугав всех завсегдатаев прекрасного пермского опен-эйра. Однако вскоре бомбардируемая тревожными вопросами организаторская команда успокоила нас твердым заявлением: "Rock-Line-2015" - будет. Невзирая ни на что. 

И "Rock-Line" был. И прошел - удивительное дело - настолько спокойно и беспроблемно, насколько это в принципе возможно. Да, конечно, кризис дал о себе знать, и фестивалю так и не удалось вернуться к длительности в два с половиной дня (как было в 2012 и 2013 годах), финансы не позволили, - то есть проходил он лишь в пятницу и субботу, воскресенье осталось за бортом (а дополнительный выездной мини-фестиваль в одном из городов Пермского края не проводился вовсе). Да, остался дурацкий запрет на продажу пива, ничуть не помогающий "Рок-Лайну" стать еще более мирным и безопасным (как известно, "кто хочет - тот нажрется, кто ищет - тот всегда найдет", и даже тот факт, что все окрестные магазины во время проведения фестиваля прекратили торговать алкоголем, никак не поспособствовал трезвости тех, кто трезвым оставаться не хотел) и снова отрезавший его от потенциальных спонсоров. Зато как-то сам собой рассосался еще более дурацкий запрет на курение (напомню, что "Rock-Line" проводится на территории бывшего аэродрома Бахаревка, то есть в чистом поле, и курильщики тут решительно никому не вредят, кроме самих себя). И самое главное - с фестиваля сняли присвоенную ему в прошлом году неизвестно с какого перепуга категорию "18+", создавшую множество трудностей не только зрителям, но и организаторам, и музыкантам. Более того, в этот раз "Rock-Line" удостоился категории "0+" ("Такую мультикам присваивают!" - смеялась продюсер фестиваля Елена Новосёлова). Чудеса! Конечно, все это напоминает известный анекдот "купи козу - продай козу", и лучше бы всяких нелепых ограничений и искусственных препятствий не создавать вовсе, чем сначала их создавать, а потом - к великому облегчению пострадавших - милостиво отменять, но, что называется, и на том спасибо. 

Кроме того, кризис интересным образом повлиял на вопрос охраны фестиваля: в этом году стражи порядка присутствовали здесь в гораздо меньшем количестве и были куда менее придирчивы, чем в годы предыдущие. И порядка, между прочим, от этого не убавилось, зато зрители могли свободно перемещаться от палаточного городка к сцене и обратно, никакие курсантские живые цепочки им в этом не препятствовали, что также весьма разрядило обстановку. 

Нашлись у "Рок-Лайна" и новые помощники - например, молодая пермская газета "Pro Город", предоставившая подарочные футболки и неимоверное количество флажков, а также обклеившая бутылки с минеральной водой логотипами "Рок-Лайна" и своими собственными. Футболки дарились волонтерам, убиравшим на поле мусор, флажки просто раздавались зрителям, минералка предназначалась музыкантам и всем, кто находился в рабочей зоне фестиваля. И реклама, и польза, и удовольствие. Кроме того, на сайте газеты оперативно появилось множество заметок и видеороликов с фестиваля, так что партнером она оказалась щедрым и добросовестным. 

Еще хочется совершенно искренне похвалить новую гостиницу, расположенную в доме № 3 по улице Васильева, где поселили всю музыкально-журналистскую братию: гостиницу очень простую, без затей, находящуюся фактически в промзоне, но удобную, чистую и отличающуюся редкостным радушием персонала (отдельное спасибо хозяину гостиницы Сергею Ковачевичу). 

Вообще, организация фестивального быта, логистика и все прочее было совершенно безупречно, а на свет и звук на "Рок-Лайне" отродясь никто не жаловался, так что и в этом плане впечатления наилучшие (причем не только у меня). А еще в этом году довольно серьезно поменялось оформление сцены, и мне кажется, что к лучшему. Раньше задник и боковины являли собой полотнища с фестивальной символикой и пестрыми логотипами информационных спонсоров; теперь же задник заменили экраном, а от боковин отказались вовсе, что дало ощущение большего пространства и воздуха, да и естественного света на сцене было куда больше, и обзор стал лучше. На экран же выводились названия выступающих групп и транслировался подходящий к их музыке и имиджу видеоряд: красиво, информативно, разнообразно, интересно. Хотелось бы, чтоб и в дальнейшем сцена была оформлена именно так. 

Ну и, как водится, о погоде. Накануне фестиваля, в четверг, в Перми случилась серьезная гроза, поэтому в пятницу было довольно пасмурно и сыро, но очень тепло, а воскресенье и вовсе выдалось жарким и безоблачным. Сплошное, то есть, благолепие. 

Так что на все вопросы друзей о том, как прошел "Rock-Line-2015", я без запинки отвечаю: хо-ро-шо! Отлично он прошел. И к музыке это по большей части тоже относится. 

Пятница, 26 июня. День первый 

Пятница - день почти для всех рабочий и даже не сокращенный, поэтому и фестиваль в пятницу начинается не с утра. Это, конечно, позволяет выпустить на сцену меньше групп, чем хотелось бы, но зато группам не приходится играть перед пустым полем. Хотя совсем уж пустым оно по определению не может быть, потому что довольно многие зрители приезжают из других городов и ставят палатки еще накануне. Но из центра Перми народ, конечно, подтягивается не сразу, тем более что приходится преодолевать неизбежные пятничные пробки на выезд, которые задерживают не только личный, но и городской транспорт. 

Открытие фестиваля уже много лет подряд поручают гостю из Улан-Удэ Владимиру Батурину, старожилу и своего рода талисману фестиваля. Основной его проект называется ИМПЕРИЯ СНЕГОВ, но иногда Володя меняет состав или приезжает вовсе один, и тогда в программках пишут просто "Владимир Батурин" или "Батурин и Ко". В этот раз была Ко, состоящая из двух гитаристов: седовласого мэтра Валерия Луничкина и юной Екатерины Белобородовой, которая хотела, но не смогла приехать в прошлом году из-за той самой категории "18+". В этот раз, к счастью, все сложилось, и Катя не подкачала, выступила уверенно. Батурин же, игравший на клавишных, предъявил собравшимся песню "Дети Rock-Line" (все-таки предыдущий сочиненный им фестивальный гимн про Кунгур уже давно не соответствует местности) и несколько хундырмынских караяг. Караяга - это песня, хундырмынцы - это народность, и то и другое - в переводе с мифического бурятского. Жестикуляция и мимика к этому прилагается тоже специальная: сложенные в хищный жест пальцы и шутливо-зверские гримасы. Все это очень мило и радует. Батурина вообще на "Рок-Лайне" знает и любит каждый, без него фестиваль был бы не фестиваль. 

Пермскую группу ДЖАМАХИРИЯ, наверное, помнят старожилы "Рок-Лайна", она впервые выступала на этом фестивале в Кунгуре в 1998 году, а образовалась аж в середине 80-х. С тех пор много воды утекло, состав ДЖАМАХИРИИ претерпел естественные изменения, но поклонников, судя по приему, группа все же не растеряла. Первую песню вокалист/лидер Олег "Селёда" (или же Sellodo) Селезнёв посвятил основателю фестиваля Олегу Новосёлову и его группе ДОМ - это вот как раз характерно для тех, кто бывает на фестивале регулярно и/или давно: они помнят, с чего и с кого все начиналось. В целом ДЖАМАХИРИЯ довольно ожидаемо играла то, что обычно называют "русским роком": и по музыке (в основном хард-рок, но не слишком хард, с заходами в реггей даже), и по текстам. 

Петербургская СУБМАРИНА - группа с женским вокалом (коих на нынешнем "Рок-Лайне" собралось на редкость много), причем именно той модификации, где девушка - не просто вокалистка, но и очевидное творческое лицо и движущая сила коллектива. Собственно, название в данном случае намекает именно на это (девушку зовут Марина), а поведение вокалистки красноречиво об этом говорит. Первую песню "Убила" (судя по всему, хит) Марина исполнила в бело-розовом заячьем костюме, манипулируя надувной гитарой, затем игрушечный инструмент поменяла на настоящий - аккордеон. В общем миксе, впрочем, аккордеон особо не выделялся. А так - очень энергичная и заводная музыка; почти поп-рок, но не без нюансов и тонкостей в аранжировках и с неглупыми текстами. 

Для тех, кто любит фактологию, сообщу также, что группа имеет как минимум пятилетнюю историю и обширный концертный опыт, Марина Третьякова может похвастаться профессиональным вокальным образованием (полученным в петербургской консерватории), а барабанщик СУБМАРИНЫ Влад Мануилов уже приезжал на "Rock-Line" в 2009 году в составе питерских групп AU'SWEIS и КИМБЕРЛИТЪ. 

Я уже неоднократно рассказывала в своих отчетах о том, что несколько российских фестивалей некоторое время назад объединилось в своего рода коалицию с целью обмена опытом и музыкантами, что мне представляется явлением исключительно полезным, поскольку дает возможность группам гастролировать и показывать себя различной аудитории, а слушателям - знакомиться с новой для себя музыкой. Особенно тесные и долгие связи существуют между "Рок-Лайном" и архангельским фестивалем "Беломор-Буги". В этот раз продюсер "Беломора" Александр Мезенцев не смог приехать в Пермь, однако его незримое присутствие ощущалось в полной мере, поскольку "Беломор-Буги" прямо или косвенно делегировал на "Rock-Line" целую грядку интересных коллективов. Первыми овощем с этой грядки были энергичные металкорщики VANDEЯ. На такой огромной сцене они выступали впервые и, по их собственным словам, от этого немного растерялись (что, кстати говоря, странно, потому что они отнюдь не новички, группа существует с 2006 года), но со стороны этого совсем не чувствовалось: держались невозмутимо, сыграли хорошо, все свои медвежьи прихваты продемонстрировали в должном объеме. И публике, судя по всему, понравились. 

Следующее выступление также состоялось в рамках вышеобозначенного партнерства, но уже с другим фестивалем - "Калининград In Rock". Продюсер оного Андрей Феоктистов уже привозил на "Rock-Line" в 2013 году весьма популярную на местах группу Ч.К., но теперь считает, что тогда промахнулся с выбором. Тут мнения, конечно, могут быть разными: мне Ч.К. не слишком понравились, а кому-то - наоборот. Тем не менее в этот раз Андрей решил сменить калибр на более внушительный и жахнуть по Перми героями европейских хит-парадов. Герои называются ПАРОВОЗ, Европа в их хит-парадной биографии пока ограничивается Польшей, но лиха беда начало. Играют действительно грамотно и, что называется, целеустремленно, на результат: им нужно понравиться аудитории - и они делают всё то, что может понравиться: исполняют бодрый прыгательный панчок с добавлением ска и реггей, сочиняют тексты на злобу дня, не забывают общаться с залом, выглядят достаточно живописно (особенно запомнился зелененький как кузнечик гитарист)... Все в меру, и всего довольно. Я лично к такого рода группам совершенно равнодушна, но, в общем, понимаю, чем они могут зацепить и радиослушателей, и живой фестивальный народ, - и выбор Феоктистова вполне одобряю. 

Дальше были пермяки под незамысловатым названием СМИРНЫЙ И ТОВАРИЩИ, и вот тут я могла бы сказать, что поскольку к театру и КВН я не менее равнодушна, чем к бодрому поп-панку, то и впечатлений не имею никаких. Однако на самом деле совсем наоборот: впечатлений куча, все они очень яркие, и дело, по всей видимости, как раз в том, что фронтмен коллектива Александр Смирнов имеет непосредственнее отношение и к театру, и к КВН. Он невероятно харизматичен, у него прекрасная мимика и пластика, и хотя певческого голоса у него, в общем, нет (то есть он не вокалист в расхожем понимании этого слова), владение этим голосом - выше всяких похвал. Это, в принципе, никакой не рок, а то ли авторская песня, то ли современная версия кабаре, но эти песни-монологи не старого, но уже повидавшего виды мужчины, играющего ироничную роль рано уставшего циника, - очень литературные, кстати, монологи - производят сокрушительное впечатление. Даже если это все не задевает никакие личные струны, можно наслаждаться выступлением просто как отличной актерской работой. Плюс много красок и оттенков этому музыкальному спектаклю добавляет чрезвычайно выразительный скрипач. Понятия не имею, насколько данный состав стабилен и собирается ли выступать дальше, а тем паче гастролировать, но от души надеюсь послушать его когда-нибудь еще раз. 

Из следующего выступления напрашивался вывод, что у "Рок-Лайна" появилась традиция каждый год обязательно ставить в программу команду, играющую ска или ска-панк. В 2012 и 2013 году это были местные VALIEDOLLZ, в 2014 году - СКА'Н'ВОРД из Иваново, а в 2015-м, стало быть, - ЧУБАКА И ШТУРМОВИКИ из Новосибирска. Честно говоря, принципиальной разницы между ними всеми (кроме названий и места жительства) мне обнаружить не удалось. Духовая секция, прыгучий-бегучий вокалист в майке и клетчатых штанах, угар и веселье, все дела. На задний экран, само собой, выводились картинки на тему "Звездных войн". Публика, само собой, скакала пуще вокалиста и требовала добавки (которую получила). Наверное, это хорошо. 

По группе CASUAL сразу было видно, что они из Москвы. Во всяком случае, понты у них чисто московские - это касается и сценического, и особенно закулисного поведения. Тут нужно правильно понимать: и в этом году, и в прошлых на "Рок-Лайне" выступало множество московских групп, к которым не было никакой причины пристраивать ярлычок "маасквичи" (например, куда как более звездные участники БРАВО совершенно обыденным манером бродили по рабочей зоне, с любопытством слушали выступления коллег, послушно фотографировались со всеми, кому этого хотелось, и никакого специального внимания к своим персонам не требовали), равно как и из всего множества музыкантов, скажем, питерских лишь единицы заставляли сказать что-то насмешливое о "культурной, понимаешь, столице". Рок - повсеместное явление, люди везде живут самые разные. Но вот бывают и характерные выразители характерных территориальных стереотипов. 

Ну и, опять же, играли CASUAL то, что можно полностью описать, сказав всего два слова - "Наше Радио". Это как с русским роком - бывает всяческий самый разный рок, который играют российские музыканты, а бывает именно что "русский рок"; бывает всяческая самая разная музыка, звучащая по "Нашему Радио" (ну кто может спутать Ольгу Арефьеву, ПИКНИК и КАЛИНОВ МОСТ, например?), а бывает формат "Нашего Радио". Скажешь - и всем понятно, о чем речь. Хотя можно долго размышлять о том, каким образом этот формат сложился и почему он оказался именно таким... Кстати, и реверансы в сторону питерских звезд (в данном случае кавер на "Спокойную Ночь" Цоя и интонирование в духе Александра Васильева из СПЛИНА) очень для этого формата характерны. 

В общем, из всего выступления CASUAL в памяти отчетливо сохранился лишь пожилой гитарист, неожиданно и удивительно напомнивший некоторыми нотами и в некоторых ракурсах нынешнего Дэвида Гилмора. Гитариста, как докладывает Интернет, зовут Александр Самойлов, и раньше он рок не играл, аккомпанировал эстрадным артистам. Тем неожиданнее сходство. 

Казахская группа MOTOR-ROLLER мало гастролирует по России, однако благодаря размещенным на YouTube видеоклипам и сотрудничеству с группой ЧАЙФ прославилась достаточно широко (отдельный резонанс имела "Песня о Войне"). Любопытно было послушать ее живьем, но результаты этого прослушивания, скажем прямо, меня не вдохновили. Опять тот самый русский рок, который в кавычках, да еще с заходами в блатняк, а иной раз и в Высоцкого, что тоже не выходит за рамки кавычек. Евгений Хавтан сказал потом, что группа похожа на ДДТ, и с ним невозможно не согласиться - разве что добавить что-нибудь о личной сценической убедительности Юрия Шевчука, которой напрочь лишен солист MOTOR-ROLLER Ильяс Аутов. 

Зато на СКВОРЦАХ СТЕПАНОВА душа ожидаемо развернулась и больше уже не сворачивалась. Впервые они выступили на "Рок-Лайне" в 2010 году, и с тех пор куча народу их здесь помнит, любит и ждет, а раз так, то и зовут их сюда регулярно. Да и для самих СКВОРЦОВ Пермь и "Рок-Лайн" - не рядовая точка в обширном гастрольном графике, они не забывают добра, поэтому есть специальная песня про все это ("Носа-Носа"), поэтому есть отдельные слова благодарности и желание приезжать снова и снова. И, наблюдая эволюцию СКВОРЦОВ именно на "Рок-Лайне", интересно отмечать, как они постепенно превращались - и уже полноценно превратились - из дебютантов в хедлайнеров и звезд, чьи песни известны назубок и охотно поются хором, чье выступление - не просто сет из традиционного набора хитов (хотя кроме долгожданных "Котэ", "Колобка" или "Давай, До Свиданья" было показано и кое-что новое), а спектакль-флешмоб с непосредственным участием публики. Я, конечно, понимаю, что СКВОРЦОВ любят не все, да и не обязаны все их любить, однако даже те, кто к ним дышит ровно, признают, что эти ребята давно уже перестали быть шоу-группой, где имидж, ужимки и прыжки составляют основу всего. На самом-то деле они всегда были не только шоу-группой, это легко было разглядеть на камерных клубных концертах, но теперь даже на стадионных бенефисах прежде всего видно, что это опытные, умелые и очень сыгранные музыканты и что основа тут - вовсе не шоу, а музыка. И это отличная новость, потому что шоу может надоесть, а вот хорошая музыка - никогда. 

В этом месте пора сообщить всем тем, кто не знал или забыл, что "Rock-Line" - чуть ли не единственный из ныне действующих фестивалей, где вручается специальная премия. Премия называется "Латунный винт" (поскольку мероприятие проходит на аэродроме, многая атрибутика здесь связана с авиацией), являет собой статуэтку соответствующего вида и присуждается за вклад в фестивальное движение, причем не только в пермское. Ее уже получали различные продюсеры, звукорежиссеры, организаторы, журналисты... На сей раз ее получил Алексей Мурашов, но не как бас-гитарист СКВОРЦОВ СТЕПАНОВА, а как организатор петербургского фестиваля "Revolution". При этом официального, задекларированного в пресс-релизах партнерства между "Рок-Лайном" и "Revolution" пока не налажено, однако неформальное сотрудничество процветает, и многие питерские группы приезжали на пермский фестиваль именно по следам выступлений на "Revolution". 

Программа закончилась за полночь, но тем, кто оставался в палаточном городке, предлагалось не спать, а сначала посмотреть два старых немых немецких фильма - "Принцесса устриц" и "Глаза мумии Ма", озвученных, соответственно, группами SOULTRANE (Краснокамск) и RAINED (Пермь), а потом потанцевать с помощью пермской группы THE AIRA. Все три, кстати говоря, выступали в свое время и на "Рок-Лайнах": SOULTRANE - в 2014 году (тогда они назывались SOUL TRAIN), RAINED - в 2013-м, THE AIRA - в 2009-м (тот состав назывался RAMBLIN' CASE) и 2012-м (как АЙРА). 

Суббота, 27 июня. День второй 

Утомленные ночным марафоном слушатели подтягивались к сцене неторопливо и понемногу, так что выступление пермяков ТРОИН (они утверждают, что название являет собой аббревиатуру - Т.Р.О.И.Н. - и расшифровывается как ТРАКТИРНО-РАЗБОЙНИЧЬИ ОДЫ И НЕБЫЛИЦЫ) прошло перед меньшим количеством публики, чем группа заслуживает. При том что вроде как не последний в Перми коллектив, да и сами музыканты говорят, что привыкли выступать не на разогреве, а поближе к хедлайнерскому времени. Во всяком случае, на волнах местного "Нашего Радио" они точно присутствуют, однако если это и формат, то не вызывающий протеста и не навевающий скуки: все-таки хард-фолк-рока в отечественном эфире не переизбыток. Конечно, тексты про пиратов и разбойников в сочетании с плясового типа мелодиями, близкими к стандартам жанра, - явление не уникальное, но, как правило, симпатичное. А в данном случае еще и тексты оказались очень недурственные, скрипка, жалейка и мандолина радовали ухо, а квазипиратские наряды - взор, и вообще все это выглядело и звучало чрезвычайно душевно. 

Следом выступила пермская же группа SING SING. Вообще-то, так называется знаменитая американская тюрьма, но еще "sing" означает "петь", что несколько больше отражает суть данного коллектива, который исполняет гладенький, скучно аранжированный поп-рок (скорее даже поп, чем рок) с плейбэком и хорошо поставленным сладким вокалом. Вокалист (который, как пишут, известен в качестве ведущего некоего местного телешоу), кстати говоря, постоянно хватал себя за причинное место. Абсолютно необязательная музыка, которую спокойно можно было пропустить мимо ушей, так что лучше бы SING SING поставили в самом начале дня, когда народ еще толком не проснулся, а ТРОИН, действительно, поближе к вечеру. 

BARADJТатарстанские пост-фолк-металлисты BARADJ (Елабуга/Казань) уже приезжали на "Рок-Лайн" в позапрошлом году; тогда у них в составе была вокалистка Зарина Хамидуллина, но той же осенью на "Беломоре" парням уже пришлось обходиться без нее, а сейчас они и вовсе отказались от вокальной составляющей и играют чисто инструментальную музыку. Играют не хуже, чем прежде, даже определенным образом заматерели и продвинулись как исполнители, однако красочности в их материале как-то поубавилось. Не знаю, минус это или плюс, поскольку инструментальная музыка оценивается по разнообразным критериям, и тем более не решусь давать какие-то прогнозы, но есть у меня ощущение, что BARADJ сейчас находятся в некоем переходном состоянии, в поиске наилучших выразительных средств, и (несмотря на довольно долгую уже историю) им еще только предстоит обрести свое уникальное лицо. Могу, конечно, ошибаться. 

Интересно было сравнивать, слушая следом еще один инструментальный пост-роковый коллектив - COSMIC HURRICANE. Они из Архангельска, Лена Новосёлова присмотрела их на прошлогоднем "Беломоре". К сожалению, в воскресенье почти сразу поплыл график выступлений, и поэтому многим группам пришлось играть меньше, чем они хотели и могли, а в случае с COSMIC HURRICANE - куда меньше, чем они достойны. Мощная, изощренная, композиционно выразительная музыка, бальзам в уши и радость сердцу. Молодцы. 

VOLTUM я тоже в свое время слышала на "Беломоре" (в 2010 году), это команда из Череповца. В тот раз, помню, им тоже пришлось выступать после очень сильной архангельской инструментальной группы KID LOGIC - такая вот своеобразная планида. Впрочем, и тогда в Архангельске, и сейчас в Перми публика принимала VOLTUM с заметным энтузиазмом - видимо, отчасти в силу того, что на крупном фестивале людям больше хочется скакать и орать, чем вдумчиво слушать что-то изысканное. Это не значит, что VOLTUM чем-то плохи, что их следует воспринимать и оценивать лишь на контрасте "сложно/просто", "для души/для тела", вовсе нет. Нормальная команда разряда "молодые и злые" (это кое-где называют "модерн-рок"), поющая о насущных проблемах вполне искренне и с пониманием поставленных перед собой целей. Взрослым людям это всё уже не очень близко, но рок-фестивали и не на них, по большому счету, рассчитаны. 

Дальше было явление из серии тех, которые потом долго вспоминаешь. Любой ведь фестиваль невозможно удержать в памяти целиком, по прошествии времени большая часть выступавших сливается в голове в один плотный комок, и, рассказывая, делясь впечатлениями задним числом, неизбежно приходишь к формулировке типа "Это был год, когда выступали эти, эти и еще вон те", то есть из двух десятков групп выделяешь и словесно обозначаешь как отличительный признак фестиваля всего лишь две-три. 

Так вот, для "Рок-Лайна-2015" одно из подобных знаковых имен - безусловно, PRINCESSE ANGINE. И дело вовсе не в том, что они из Вены (много ли мы знаем об австрийском роке?), - тем более что при ближайшем рассмотрении оказалось, что никакие они, в общем, не австрияки, а солистку зовут Ксения Островская и поет она, соответственно, по-русски. Дело в том, что группа совершенно восхитительная. Первая прозвучавшая песня, их своеобразная визитная карточка, называется "Терапевтический Рок", и это словосочетание хоть и не совсем корректно описывает жанр (я бы опять сказала, что это современное кабаре или же авторская песня, аранжированная в полуакустике), зато идеально отражает полученные впечатления. Прекрасные, умные, непростые, насмешливые, захватывающие песни, которые невозможно не полюбить. Которые хочется слушать бесконечно долго. И еще. И еще. И не только в записи. 

Очень жаль, что им тоже не хватило сценического времени, и программа была короткая. Все-таки должен быть на фестивале специальный человек, строго следящий за регламентом и вовремя напоминающий отдельным товарищам, что это вовсе не их сольный концерт и что их желание сыграть еще парочку песен вдобавок к дюжине уже сыгранных оборачивается невозможностью для их коллег показать себя хоть сколь-нибудь подробно. Особенно это обидно, когда группа приезжает издалека, но играет в итоге всего каких-то 20 минут. Не первый ведь случай... 

ОВЕРОН из Нижнего Тагила тоже уже выступали на "Рок-Лайне" в позапрошлый раз (вообще, в программе было много приветов из 2013 года) и как-то совсем с тех пор не изменились. На вокалисте все та же белая рубашка (ну, может, другая, конечно), участники все так же статичны, музыка - все тот же мелодичный хард/софт-прогрессив скорее американского, нежели английского разлива, играют все так же качественно. Претензий нет, есть лишь уважение - и все-таки присовокуплю пожелание стать как-то повыразительнее визуально. Не обязательно делать яркое и ослепительное шоу, но все же посетителям концертов хочется не только музыку слушать, но и глаз на что-то сложить. 

Пермские панки Г.М.О. до 2012 года назывались ГАВНО, а дебютировали тогда на "Рок-Лайне" именно под новым нейтрально-политкорректным названием. С тех пор опять же ничего не изменилось, во всяком случае по линии сценического обличья, - все же ирокезы, все тот же трэш и угар на сцене. В тексты я в прошлый раз не сильно вслушивалась, тем паче что они не выходили за рамки типичной для таких команд тематики, но вот сейчас одно произведение запомнилось. Припев там такой: 

А я буду делать панк-рок всем сердцем своим, 
Я надеюсь, что буду всегда молодым, 
И это не цель, это мой рок. 

Очень, очень своеобразное понимание панк-рока. Сид Вишес вертится в гробу, предтечи жанра с их "I hope I die before I get old" составляют ему компанию, прочие нонконформисты криво усмехаются. О времена, о нравы. Впрочем, не впервые уже становится ясно, что современные как бы панки искренне считают образцом как бы панка GREEN DAY и OFFSPRING (хорошо, если не КИШ), глубже и дальше не копают, да и не хотят. Видно, и впрямь долгая память хуже, чем сифилис, и надо быть проще. "А я радуюсь жизни и доволен практически всем", да. Пипл хавает, чего же желать еще? 

К счастью, есть и другие музыканты, не забывающие, с чего все начиналось, черпающие вдохновение из подлинных истоков, опирающиеся на оригиналы, а не на муляжи. К таким, без сомнения, относится челябинская группа INDIGO DIVA. Они приехали на "Рок-Лайн" впервые, но за этим визитом стоит длинная замысловатая история: гитарист Владислав Кудрин выступал здесь еще в 1997 году (тогда фестиваль проходил в Кунгуре) в составе группы F ПАТРОН, а INDIGO DIVA как таковая имеет долгие отношения с "Беломором", где играла в 2002-м и в 2013-м. Налицо, то есть, и преемственность, и плоды дружбы двух фестивалей. А теперь есть шанс, что они попадут и на "Калининград in Rock", что тоже радует. Были у меня, правда, некоторые сомнения в том, что пермская публика сумеет в должной мере оценить тонкий, полный нюансов и реминисценций, благородный, размашисто-эпичный инди-прогрессив INDIGO DIVA, но публика не подвела. Да и группа выступила блестяще, что касается в том числе и визуального ряда, не только продемонстрировав стимпанковские костюмы, но и запалив на сцене две дымовые шашки - красную и синюю. 

Про DISCORD (Москва) мне сказать как-то совсем нечего. Не впечатлили ничем - ни текстами, ни музыкой, ни подачей. Поэтому ограничусь общими сведениями: группа образовалась в 2002 году, играет рок без дополнительных дефиниций, ротировалась на "Нашем Радио", выступала на "Нашествии", а ее дебютный альбом продюсировал барабанщик БРАВО Павел Кузин. Остальное додумайте сами. 

Вот АЛОЭВЕРА (опять привет с "Рок-Лайна-2013") - совсем другое дело, тут отчетливость ощущений практически гарантирована. Здесь, разумеется, основной объект внимания - Вера Мусаелян, абсолютно сказочная девочка, почти что фея, которая искренне кайфовала на сцене, радовалась фестивалю, зрителям, погоде, музыке, себе и вообще всему на свете, танцевала сама и призывала публику танцевать вместе с ней и очаровала всех, кто еще не был очарован ею прежде. Песни у АЛОЭВЕРА тоже очень славные, но есть подозрение, что все же успех группы по большей части держится именно на индивидуальном обаянии солистки. 

Вообще интересно отметить, насколько непохожие вокалистки были в этот раз на "Рок-Лайне": стильная и сексапильная Марина Третьякова (СУБМАРИНА), сумрачная инженю Ксения Островская (PRINCESSE ANGINE), щедрая на эмоции рыжекудрая Светлана Боур (INDIGO DIVA), Вера - солнечный зайчик... И еще Наталья Варламова из московской группы PRANA, белокурый сгусток энергии, rocket from Russia, наша Патти Смит и наш Курт Кобейн (словесный штамп заставляет говорить "Курт Кобейн в юбке", но Наташа выступает не в юбке, а в рваных джинсах, да и нет в ней совсем ничего типично девочкового). Впервые PRANA появились на "Рок-Лайне" в щедром на открытия 2012 году и произвели подлинный фурор, да и сами участники группы считают то выступление этапным для себя. С тех пор они много гастролировали, в том числе и по Европе, где снискали заметный успех, записали альбом "Kill Me Now" и в целом уверенно двигаются вперед и вверх. Наверно, именно на примере PRANA можно (будет) утверждать, что российская группа способна покорить западный рынок, даже не исполняя ничего экзотически-экспортного. Англоязычный грандж образца 90-х - давно уже не новость и не способ удивить. Но, как обычно, дело тут не в жанре, а в индивидуальности. Единожды увидев и услышав Наташу, ее уже не забудешь. Тут становится даже неловко перед ее басистом и барабанщиком (басист, кстати, теперь новый), они хорошие музыканты и образуют со своей вокалисткой/гитаристкой фактически идеальное трио, но сосредоточиться на них тем не менее очень трудно. Потому что смотришь только на Наташу и слушаешь только ее. Бешено, уникально харизматичная девушка, таких по пальцам пересчитать. 

Выступление 2015 года мало чем отличалось от выступления 2012-го, хотя были, конечно, и новые песни. И наконец-то довелось услышать в исполнении PRANA кавер на "Smells Like Teen Spirit" - образцовый, надо сказать, кавер, да и вообще, кому, как не им... 

STORMОднако если двигаться не по логике текста, а строго по программе фестиваля, надо вернуться назад и сообщить, что перед PRANA выступала улан-удинская группа STORM, суровые альт-металлеры, еще одни знакомцы по фестивалю 2012 года. Впечатление они произвели примерно такое же, как и тогда - и на меня, и, сколь могу судить, на аудиторию, - и формулируется оно словами "респект и уважуха". Именно так, иначе не скажешь. 

А теперь еще одна причудливая история, связанная с архангельским фестивалем "Беломор-Буги". Туда периодически приглашают выступать всяческих скандинавов, и слух об этом, достиг, в частности, ушей питерских представителей финской группы NITROFORCE 9 (тут необходимо заметить, что, поскольку рокеры из Финляндии достаточно часто выступают в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе в целом, у некоторых естественным путем появляется локальный менеджмент, способный решать гастрольные задачи, требующие знания русского языка и местной специфики). С помощью оных представителей NITROFORCE 9 подали заявку на грядущий "Беломор", однако Александр Мезенцев, отличающийся большой разборчивостью, ответил в том смысле, что до "Беломора" еще дожить надо, желающих много, мест мало, кота в мешке брать не хочется, так что не могут ли уважаемые финские артисты, паче есть возможность, для первого знакомства отыграть концерт в архангельском клубе "Колесо"? У финских артистов такая возможность нарисовалась в мае, они съездили, отыграли, оставили шикарные впечатления, и вопрос о "Беломоре" решился сам собой. И тут к Саше за советом по подбору архангельского десанта обратилась Лена Новосёлова... Мезенцев подумал-подумал - и предложил в числе прочих NITROFORCE 9, благородно уступив пермскому фестивалю право первооткрывателя этой финской команды. 

Mikko Silvonen & Kalle Silvonen, NITROFORCE 9NITROFORCE 9 в Перми не только не ударили в грязь лицом, но стали пожалуй, одним из самых приятных явлений "Рок-Лайна". Во-первых, при всем изобилии разного рода классик-метал-групп у нас почему-то мало кто специализируется на американском глэм-метале, и на сотню подражателей, скажем, METALLIСA (я уж не говорю про английский хард и хэви) у нас с трудом наскребется парочка коллективов, берущих за образец AEROSMITH, SKID ROW, CINDERELLA, MOTLEY CRUE и даже GUNS N'ROSES. В то же время в Финляндии таких достаточно много, и их можно понять: музыка-то живая, насыщенная, заводная, играть такую очень приятно, а воспроизводить этот имидж - весело. Опять же, никто не мешает копнуть чуть глубже и вплести в свой коврик фрагменты наследия тех, кто, в свою очередь, повлиял на вышеперечисленных. В частности, гитарист NITROFORCE 9 Микко, в закулисной беседе сказавший, что самый большой его кумир - Слэш, на сцене продемонстрировал, что и творчество Джимми Пейджа ему неплохо знакомо. Во-вторых, я уже давным-давно замечаю, что российские рок-музыканты отличаются от всех прочих какой-то клинической серьезностью. То есть если люди на сцене улыбаются, играют с заметным удовольствием, ловят кайф от того, что делают, то это либо поп-рок (см. АЛОЭВЕРА), либо иностранцы (почти любого музыкального направления). А наши рокеры, выступающие в худо-бедно тяжелом весе, в основном настолько преисполнены важности собственной миссии, что веселиться и радоваться им как-то недосуг. Исключения редки и общей картины не меняют. 

В связи со всем этим NITROFORCE 9 - широко улыбающиеся, живописные, чрезвычайно драйвовые и полчаса без передышки жарившие свой энергичный американский рок - были сущими именинами сердца. Даже начальные проблемы со звуком не смутили музыкантов и не испортили сета. Был, правда, один стремный момент, когда басист Калле сказал вдруг в микрофон "Охуенный фестиваль!", заставив кое-кого из организаторов схватиться за сердце, потому что мат со сцены на фестивале строго запрещен (тем более при категории "0+"). Но стражи порядка, к счастью, на эту фразу никак не отреагировали, то ли не расслышав, то ли решив, что финский музыкант сам не понял, что сказал. Выяснить, кстати, кто Калле плохому научил, так и не удалось... 

Нелегкая доля выступить после NITROFORCE 9 выпала питерскому альт-ню-метал-трио URBANISTERIA. Выступили они очень хорошо и многим понравились, однако из толпы зрителей слышны были выкрики "Пой по-русски!". Давненько таких претензий к музыкантам не выкатывалось - и, что характерно, ничего подобного не кричали не только финнам (это-то понятно), но и столь же англоязычной группе PRANA. Это вот к вопросу о харизме: когда она есть, все остальное уже как-то отходит на второй план, а вот если ее не хватает, тогда появляются какие-то нелепые придирки... 

По поводу хедлайнеров, группы БРАВО, помню, ВКонтакте раздавалось бурчание - попса, мол, нам не нужна. Наверное, бурчавшие ушли с поля и БРАВО не слушали, но таких в общей массе явно было меньшинство. Финальные хедлайнерские выступления на "Рок-Лайне" - это удивительное зрелище, действо и переживание, когда многотысячное поле хором поет и дружно танцует, у всех прекрасное настроение, глаза сверкают, люди обнимаются, им хорошо - и немного грустно от того, что фестиваль скоро закончится. Ну и, конечно, БРАВО этому настроению соответствовали как нельзя лучше. Программа, как и следовало ожидать, в основном состояла из золотых хитов, старых и не очень, лирических и веселых, и ее нет никакой надобности описывать - достаточно перечислить названия, и все станет понятно: "Король Оранжевое Лето", "Вася", "Любите, Девушки", "Стильный Оранжевый Галстук", "Мне Грустно И Легко", "Любовь Не Горит", "Лучший Город Земли", "Замок Из Песка", "Ленинградский Рок-н-Ролл", "36 и 6", "Московский Бит"... 

На бис была исполнена вечнозеленая битловская "Come Together", и Евгений Хавтан посвятил этот кавер организаторам фестиваля. Тому тоже предшествовала своя небольшая история. Я уже упоминала выше премию "Латунный винт". Самая первая статуэтка № 001 была символически присуждена Олегу Новосёлову, который придумал не только фестиваль, но и само "движение Рок-Лайн", объединяющее всех тех, кто хочет и старается играть, развивать и пропагандировать хорошую музыку. Есть и традиция перед окончанием каждого фестиваля выходить всей организаторской командой на сцену, чтоб зрители знали, кто все эти люди (а люди эти, безусловно, заслуживают того, чтоб их знали поименно). И вот на сей раз команда объединилась еще и для того, чтобы подготовить сюрприз: вручить статуэтку "Латунный винт" Елене Новосёловой, которая вот уже больше десяти лет продолжает дело своего покойного мужа. Понятно, что сама Лена никогда не присудила бы себе эту премию, ей бы даже в голову ничего подобного не пришло, хотя своим трудом она заслуживает и этой, и многих других наград. Вручение готовилось в строжайшей тайне и стало для Лены неожиданностью; от полноты чувств она даже расплакалась. Но слезы радости - это хорошие, правильные слезы. Только такие и должны быть. 

Еще перед началом сета БРАВО сказал небольшую речь Олег Грабко, продюсер музыкальной компании "Бомба-Питер" и председатель роклайновского жюри. Он часто говорит с фестивальной сцены, и в основном это шутливые, необязательные разговоры, заполняющие паузы на настройках, но вот именно эта финальная речь Олега была серьезной и важной. Он говорил о мире, о том, что музыка объединяет, и что никому нельзя позволять разобщать людей, разъединять, заставлять воевать против друг друга. О том, что любовь должна быть сильнее ненависти, а мирные люди - сильнее воинствующих политиканов. Это было короткое, но сильное и своевременное выступление. Да и не только Олег, конечно, об этом говорил - и со сцены, и в кулуарах фестиваля. Это носится в воздухе. Нужно дружить, любить, держаться вместе. Ненависть разрушает, добрые дела объединяют. Это банально, но это правда. И да будет так. 

И "Rock-Line-2016" будет тоже. Будет обязательно. Ждите. 

Автор: Екатерина Борисова

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:

«Наш Паровоз вперед летит или приключения калининградцев в России…»

и почти одновременно на сайте пермского традиционного опен-эйра появился трейлер монтируемого фильма о фестивале:

Категория: Новости культуры и шоу-бизнеса | Просмотров: 982 | Добавил: KenigLander | Теги: Феоктистов, Rockunion, Rock-Line 2015, паровоз, kinrock, Грабко, Пермь Рок-Лайн | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]