Пятница, 22.11.2024, 11:30
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Прохожий
Категории раздела
Пресс-релизы исполнителей [14]
Здес размещаем пресс-релизы музыкальных коллективов. Обязательно в заглавии статьи указывать из каого города (региона, страны) коллектив. Пример: "Калининградская группа АРМИЯ СИЛ" В подписи контактные координаты. Пример: "Руководитель (директор) группы Иван Прусов. тел:...,e-mail:..., site:...".
Афиша [2]
Анонсы и пост-релизы шоумероприятий
Критика и аналитика [4]
Хит-парады, рейтинги, обзоры
Иное [2]
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Поиск

Учиться, учиться и еще раз учиться… вокалу!

Ситуация с рок-вокалом, особенно мужским, напряженна всегда и во все времена. Однако в России эта ситуация обрела почти анекдотический оттенок. Отчасти из-за того, что русский рок уходит своими корнями в городской романс и развивается во многом параллельно русскому шансону, – петь великолепно как-то вроде и не совсем нужно. Можно шептать, можно блеять, можно проговаривать речитатив.

 
И надо сказать, что в золотую эпоху русского рока такая необязательность дала феерический толчок для творчества талантливых, но безголосых. Цой, Башлачев, Гребенщиков, Науменко – имена можно перечислять до бесконечности.

Сейчас же золотая эпоха, увы, ушла в прошлое. Это понятно даже самым упертым. А люди адекватные все чаще говорят о том, что ресурсы для развития русского рока надо искать в совершенствовании инструментальной части и усиления профессионализма вокалистов. Остановимся на вокале.

Эстрадный вокал в России

Учиться вокалу молодым ребятам, по сути, не у кого. Исторически сложилось, что в России сильна оперная школа вокала. В послевоенные годы появилась школа эстрадного вокала, которую ныне олицетворяют такие педагоги, как Кобзон и Лещенко. К ней же прибилась по вынужденности и джазовая школа вокала.

С тех пор ничего не изменилось – эстрадный вокал преподают ученики все тех же Кобзона и Лещенко, воспроизводя устаревшую эстрадно-джазовую подачу голоса. Фактически эти педагоги (конечно, невольно!) убивают индивидуальность своих учеников – такова их метода, и другой они не владеют. Про гроулинг или скримминг вообще речи нет. Оперная школа тоже ничего хорошего для рок-вокалиста не даст.

Что же делать?

Что там на загнивающем Западе

Надо обратиться к западному опыту. В США действует несметное количество вокальных школ. Отдельные школы – для артистов мюзикла, отдельные школы – для выработки хард-роковой подачи, отдельные – для мейнстрим-рока, отдельные – для альтернативы. Даже для драматических актеров – свои вокальные школы и особое преподавание.

Цель у всех одна – выявить индивидуальность ученика, и дать голосу те профессиональные качества, которые нужны в выбранном учеником жанре. Не вообще «эстрада», а конкретный жанр!

Для информации скажу, что первыми в Америку потянулись отечественные поп-вокалисты. Сейчас уроки вокала в США и Англии берут Сергей Лазарев, Дима Билан, и некоторое количество менее известных имен.

Ни один рок-вокалист, насколько мне известно, уроки вокала там не брал. Поправьте, если я неправ. Альбомы записывали в Лондоне уже многие, но про уроки вокала что-то никто не упоминает.

Каким должен быть рок-вокалист

Между тем, спрашивая про впечатление западных музыкантов после увиденных ими отечественных рок-групп, почти все в один голос говорят о слабости вокалистов. Если инструментальные переупрощенности можно оправдать выбранным стилем, то вокальная слабина слышна любому тренированному уху. Стыдновато становится иногда за многие громкие имена…

И даже более того. Те вокалисты, которые по молодости владели хотя бы хард-роковой подачей, – теперь в зрелом возрасте в полной мере пожинают итоги отсутствия занятий с вокальными педагогами. Голос Кипелова – яркий тому пример.

Между тем, в той же Англии выросли целые музыкальные стили, основанные на ярком обработанном вокале. Один брит-поп дал целую генерацию вокалистов, которые могут петь а капелла, и при этом «держать» зал.

Учиться, учиться и еще раз учиться – вот такой ленинский вывод хочется поставить в резюме. Когда вокалист извивается козявкой у микрофона, и его писк едва слышен – это стыдоба.

Если позволяют средства, надо ехать учиться в Англию или Америку. Если не позволяют – надо узнать имя педагога того вокалиста, который ближе всего собственному представлению об офигительном вокале для своих песен, и идти учиться к нему. Именно к педагогу, а не к самому вокалисту – артист может лишь научить копировать самого себя, а педагог – раскрыть свои голосовые возможности.

Надо учиться.

Надо учиться.

Учиться.
 

Учиться вокалу-2. Держаться корней!

Мы уже поговорили о том, что рок-вокалисту неплохо было бы учиться вокалу. Посмотрим теперь на проблему вокала с другой стороны. Что слушатели хотят от вон того парня с микрофоном на сцене?

Если с обучением вокалу с технической стороны разногласий почти нет, и все согласны учиться, и только по большой русской лени почему-то никто так и принялся учиться… То с пожеланиями слушателей на этот счет, как правило, для поющего со сцены – полный мрак. Типа, я пою, чего поется. А они пускай слушают.

И фронтмены отчасти тут правы. Действительно, почти весь русский рок стоит именно на таких парнях – они поют, что им поется. И как можется. Проблема тут в другом. Эти парни появились еще в 80-е годы, страшно узок их круг, а менталитет нынешней молодежи совсем-совсем иной, чем у тех парней. И подражать аксакалам именно в этом вопросе – последнее дело. Подражать стоило бы их творческой свободе и полету фантазии. Только это самое невозможное.

Речь вот о чем. О корнях. «Чтобы стоять, я должен держаться корней», - это не только шутка про бывшего гитариста Земфиры, а теперь гитариста Мары. Это еще про образ мышления. Кстати, БГ сочинил и спел эту строчку задолго до того, как он сам от парафразов Марку Болану обернулся к русской культуре, и записал тот самый «Русский альбом». И с тех пор в каждом альбоме «Аквариума» есть толика древнерусской тоски.

Борис Гребенщиков
И с тех пор в каждом альбоме «Аквариума» есть толика древнерусской тоски

Держаться корней – задача метафизическая. К ней, от сугубо физиологических проблем постановки голоса, и перейдем.

Надо сразу разделить проблему на две части. Для тех, кто жаждет успеха на Западе, - один путь. Для тех, кого вполне хватает необъятной матушки-России – путь другой. В некой счастливой точке эти пути сольются, но об этом речь не здесь.

Чем будем удивлять Запад?

Начнем сразу с мировых проблем. Россия для сытого Запада – довольно громоздкая глухомань. Средний американский рок-слушатель знает о всей России не больше, чем о Венгрии. И вот появляется некий русский рокер в косухе, и начинает петь нечто пародийное с жутким акцентом.

- Он точно русский? – удивленно спрашивает утомленный солнцем алабамский рок-фэн. – Тогда зачем он так косит под Nirvana?

Действительно, странно. Приехал хрен знает откуда, и пытается один-в-один снять Nirvana, на которую тот алабамский парень ходил с момента ее создания. Ну не глупо ли?

Вообще-то есть исключения, когда можно играть в чужую игру на чужом поле. Пример Sepultura из Бразилии кое о чем говорит. Металлическая музыка довольно жестко повязана внутренними стандартами, и при тщательном их соблюдении и удаче можно выстрелить громко. Но при правильном контракте и хорошем американском продюсере.

Правилом же для не-американцев и не-англичан является национальная «фишка». Единственная российская рок-группа, которую до сих пор вспоминают в Америке – «Парк Горького», и они использовали русские распевы и даже гитары в форме балалаек. Зато на днях перед концертом в Москве музыканты Metallica сказали, что на разогреве вместо HIM хотели бы услышать Gorky Park. Вот что значит запомниться… Жаль, что Носков и Маршал сейчас занимаются всякой хренью.

Преподавателей русского вокала в стране предостаточно. Можно и не русского. Скажем, из непопсовых групп в той же Америке самая известная российская группа - «Ят-Ха», не изменяющая своему тувинскому горловому пению. У нее такая фишка.

Понятно, что выйти на сцену и под тыгыдым-тыгыдым заголосить «Ой да не вечер» было бы как-то странно. Таки не фольклорный же фестиваль! А вот бережно адаптировать русский распев к актуальной рок-музыке – задача вполне интеллектуальная и творческая. Отчасти этим занимается тот музыкальный пласт, который мы называем фолк-роком – «Мельница», «Начало века» и т.п. Между прочим, обе вокалистки «Мельницы» серьезно занимаются вокалом с преподавателями.

Мельница
Между прочим, обе вокалистки «Мельницы» серьезно занимаются вокалом с преподавателями

Оживить русский рок русской песней?

Еще интереснее было бы не превращать русский распев в фолк-рок, а сделать его органичным в оригинальном роке, - том же пост-роке, например. Нет сил слушать, как гундосят и воют большинство представителей русского пост-рока. Хорошо, что за гитарами их вокала почти не слышно. Но есть же и положительные примеры. Скажем, Дмитрий Ревякин записал недавно превосходный сольный альбом «Жатва». Никакого фолк-рока, а насколько органично там звучат почти казацкие распевы и русские заговоры! Стильно и умно.

И здесь мы подходим к той стороне проблемы, что связана с успехом в России. Надо понимать, что упражнений с преподавателем по вокалу мало. Нужен новый месседж, а он может быть в чем угодно. Посмотрим на Земфиру, - после не очень удачного с вокальной точки зрения концерта на Горбушке в конце 2005 года она приняла меры, активно поработала над вокалом, и на недавнем июньском концерте в Зеленом театре выглядела превосходно с технической точки зрения. Но не только стала техничнее петь, но и предложила новый вектор в своем творчестве – более джазовый. Так почему не взять все немаленькое богатство русской вокальной традиции, и удивить народ?

Вопрос риторический.

Оторванные и неоторванные

Держаться корней – значит не отрываться от образа мыслей, свойственного русской культуре. Вот Шахрин или Пелагея – они не отрываются, и кое-что у них получается, не так ли? Примеры можно множить. Есть Инна Желанная, Рада и Мила Кикина, наконец. Изучение народной традиции способно дать импульс и песенным текстам, столь важным для литературоцентричного русского рока.

Возможно, стоит обратить свой взгляд в сторону народного распева и вокалистам металлических групп, явно страдающим от дефицита идей. Альтернативщикам – тем сам Бог велел, и кое-какие интересные опыты уже есть. Русский рок всерьез такими культурными феноменами никогда не занимался – можно вспомнить только стародавнюю группу «Скоморохи» да все тот же «Калинов Мост». Но кто же мешает?

Копировать английский прононс и играть с ним в Рязани – дело глуповатое. Не лучше ли оборотиться к своим корням?

Категория: Критика и аналитика | Добавил: Ivan_Prusoff (03.08.2007) | Автор: Гуру КЕН E W
Просмотров: 4215 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 1
1 scream2death  
ну так а в Калининграде есть педагоги?
если да,то как их найти?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]